ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

АВТОНОМНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ЦЕНТР ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«ЗВЕНО»

УТВЕРЖДЕНО
Директор Автономной некоммерческой
организации Центр военно-
патриотического воспитания «ЗВЕНО»
___________________ Д.Н. Мосолков
Приказ № 14.10.2024−001
от «14» октября 2024 г.
Дополнительная общеобразовательная программа —
дополнительная общеразвивающая программа
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ»
г. Нижний Новгород
2024
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка 3
2. Характеристика подготовки по программе 6
3. Требования к результатам освоения программы 7
4. Учебный план 8
5. Календарный учебный график 13
6. Требования к оценке освоения программы 13
7. Организационно-педагогические условия освоения программы. 14
8. Материально-технические условия реализации программы. 14
9. Список использованной литературы 14
21. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Российская Федерация занимает ведущее место среди государств,
твердо и последовательно отстаивающих свой политический,
экономический, культурный и духовно-нравственный суверенитет.
Этот процесс сопровождается возрастающим противодействием со
стороны США и их союзников, которые для сохранения своего
глобального доминирования развернули масштабную кампанию,
направленную на разрушение Российского государства, разложение
гражданского общества и уничтожение культурно-исторической
самобытности российских народов, основанной на традиционных
духовно-нравственных ценностях.
В контексте же современной молодежной политики,
характеризующейся динамичными трансформациями ценностных
ориентаций и социальных установок, проблема патриотического
воспитания молодежи приобретает особую актуальность и значимость,
обусловленную необходимостью решения комплекса воспитательных и
социальных задач. Наблюдаемые в настоящее время изменения в системе
воспитания, такие как ослабление внутрисемейных связей, снижение
авторитета старшего поколения в глазах подростков, ухудшение уровня
жизни значительной части населения, а также появление новых
ценностных ориентиров и идеологических установок, требуют выработки
качественно нового подхода к формированию патриотического и
гражданского сознания обучающихся, основанного на системной и
целенаправленной работе.
Современное общество, находящееся в состоянии непрерывного
развития, нуждается в людях не только современных, образованных,
нравственно устойчивых, предприимчивых, способных к
самостоятельному принятию решений в ситуациях выбора с учетом их
последствий, готовых к сотрудничеству, отличающихся мобильностью,
динамизмом и конструктивностью, но и, что особенно важно, горячо
любящих свою Родину, малую родину, окружающих людей, готовых
встать на защиту Отечества от посягательств враждебных сил.
В связи с этим, на первый план выходит задача создания
современной, эффективной и гибкой системы патриотического
воспитания молодого поколения, которая была бы способна обеспечить
целенаправленное воздействие на юных граждан, направленное на
возрождение, сохранение и развитие в новых социально-экономических
условиях чувства любви к Отечеству, озабоченности судьбой своей
страны, готовности к исполнению конституционного долга во имя
интересов народа, общества и государства, а также на формирование
уверенности в великом будущем России.
3Патриотическое воспитание, являясь важнейшим фактором
социализации личности, способствует становлению и развитию качеств
настоящего полноценного гражданина своей страны.
Тема патриотического воспитания была обозначена Президентом РФ
Владимиром Владимировичем Путиным в Указе «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года", 31 июля 2020
года принят Федеральный закон № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся".
Дополнительная общеобразовательная программа — дополнительная
общеразвивающая программа «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МОЛОДЕЖИ" (далее — Программа «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ") ориентирована на подготовку
подрастающего поколения к полноценному функционированию и
эффективному взаимодействию в условиях нашего демократического
общества, к инициативному труду, активному участию в управлении
социально значимыми процессами, к осознанной реализации своих прав и
обязанностей. Не менее важной задачей программы является укрепление
ответственности молодежи за свой политический, нравственный и
правовой выбор, а также формирование стремления к максимальному
развитию своих способностей для гармоничного и всестороннего
формирования личности на благо Родины.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ»
Цель — всестороннее развитие и совершенствование системы
патриотического воспитания молодежи, ориентированной на
формирование у подрастающего поколения комплекса
основополагающих ценностей, таких как чувство национальной гордости,
непоколебимое гражданское достоинство, искренняя любовь к Отечеству
и своему народу, а также создание благоприятных условий для повышения
уровня гражданской ответственности за настоящее и будущее своей
страны, обеспечение ее национальной безопасности и устойчивого
развития.
Достижение поставленной цели предполагает комплексный подход,
включающий в себя разработку и реализацию системы мероприятий,
направленных на углубление знаний об истории и культуре России,
формирование активной гражданской позиции, готовности к защите
Отечества, а также на развитие нравственных качеств, необходимых для
гармоничного развития личности и успешной социализации в
современном обществе.
На достижение этой цели направлены следующие задачи:
Образовательные:
4• Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний,
умений, навыков и компетенций в области патриотического воспитания.
• Сформировать глубокое и всестороннее представление об
историческом прошлом и настоящем России, что предполагает не только
изучение ключевых событий и личностей отечественной истории, но и
осмысление исторического опыта страны, его влияния на формирование
национального самосознания, а также критический анализ различных
точек зрения на исторические процессы и явления
• Ознакомить слушателей с богатейшим культурным наследием
народов России, что предполагает изучение традиций, обычаев, языка,
литературы, искусства различных народов, населяющих Россию, и
способствует формированию уважительного отношения к их культуре и
традициям, пониманию многонационального характера российского
общества
• Раскрыть роль и место России в системе международных отношений
через формирование объективного представления о месте и роли России в
современном мире, вкладе в развитие мировой цивилизации, важности
конструктивного международного сотрудничества.
Воспитательные:
• Содействовать воспитанию патриотизма как чувства любви к
Родине, гордости за ее прошлое и настоящее, готовности к ее защите
• Формировать у слушателей осознанное отношение к своей стране,
ее истории, культуре, народу, воспитание готовности внести свой вклад в
ее развитие и процветание.
• Обеспечить воспитание у обучающихся глубокого уважения к
государственным символам Российской Федерации, историческому и
культурному прошлому России, гордости за свою страну, Вооруженные
Силы и их боевые традиции, готовности к защите своей Родины.
• Воспитать у обучающихся уважительное отношение к семье, ее
традициям и ценностям, понимание роли семьи в жизни человека и
общества, значимости семейных ценностей и традиций
• Способствовать профессиональной ориентации, укреплению
нравственных ориентиров и формированию положительной мотивации
патриота Родины.
Развивающие:
• Способствовать формированию у обучающихся социальной
активности.
• Создать условия для формирования у обучающихся потребности в
здоровом образе жизни и желания быть полезным своей Родине.
• Создать условия для самореализации личности путем включения в
разнообразные виды деятельности.
5• Способствовать формированию и развитию навыков общения и
взаимодействия в совместной коллективной деятельности.
Профилактические:
• Сформировать уважительное отношение к представителям разных
национальностей, культур и религий — профилактика экстремизма,
терроризма среди молодежи.
• Сформировать у слушателей компоненты правового сознания,
уважительного отношения к закону, осведомленности об ответственности
за нарушение законодательства — профилактика правонарушений и
преступлений в молодежной среде.
КАТЕГОРИИ СЛУШАТЕЛЕЙ
Данная программа предназначена для обучающихся 9 — 11 классов
организаций, реализующих программы среднего общего образования.
Объем реализуемой программы 5 дней, 36 учебных часов, включая
практические занятия и тренинги.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ"
Занятия в рамках курса направлены на выполнения требований,
устанавливаемых ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы (личностным, метапредметным и
предметным), которые должны демонстрировать выпускники по
завершении обучения.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОГРАММЕ
Отличительной особенностью программы является акцент на
деятельностный подход, который реализуется через погружение
обучающихся в специально созданную образовательную среду на базе
учебно-методического центра военно-патриотического воспитания
молодежи «Звено».
Такая организация учебно-воспитательного процесса обеспечивает
выход за рамки традиционного аудиторного формата обучения и
возможность непосредственного участия в различных видах деятельности,
направленных на формирование патриотических чувств и убеждений.
Деятельностный подход позволяет не только говорить о патриотизме,
но и формировать его на практике, через личностно значимый опыт.
Обучающиеся на деле проявляют такие качества, как взаимовыручка,
ответственность, дисциплинированность, мужество, готовность прийти на
помощь.
6Важным аспектом программы является ее реализация не только в
рамках учебного времени, но и во внеурочной деятельности, в ходе
реализации плана воспитательной работы, что позволяет обеспечить
комплексный и системный характер патриотического воспитания, а также
учесть индивидуальные особенности и интересы обучающихся.
Особенности организации обучения. Состав каждой группы
постоянный, количество обучающихся в группе от 8 до 24 человек. Набор
обучающихся в группы проводится через направление учащихся
общеобразовательных школ для совершенствования знаний на базе учебно-
методического центра военно-патриотического воспитания молодежи
«Звено» на основе договора о сетевом взаимодействии.
Рабочая программа рассчитана на 36 часов обучения. Программа
реализуется в форме проведения 5-дневных учебных сборов на базе учебно-
методических центров военно-патриотического воспитания молодежи
«ЗВЕНО».
Итоговая аттестация: зачет по каждому из модулей с прохождением
итогового тестирования.
3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Освоение курса будет способствовать:
1. Формированию осознанного патриотизма: обучающиеся не только
получат знания об истории, культуре, государственном строе России, но и
смогут осмыслить их с точки зрения собственной гражданской позиции,
определить свое место и роль в жизни страны.
2. Развитию гражданской ответственности за судьбу Отечества:
обучающиеся осознают важность активного участия в жизни общества,
отстаивания национальных интересов, защиты Родины.
3. Воспитанию высоких нравственных качеств: курс будет
способствовать развитию у обучающихся таких качеств, как любовь к
Родине, готовность к ее защите, справедливость, честность, гуманизм,
милосердие, взаимопомощь.
4. Формированию правовой культуры и законопослушного поведения:
обучающиеся получат необходимые знания о российском законодательстве,
своих правах и обязанностях, а также о мерах ответственности за
правонарушения. Особое внимание будет уделено профилактике
экстремизма, терроризма и других противоправных действий.
5. Развитию навыков безопасного поведения в различных ситуациях:
обучающиеся освоят основы безопасности жизнедеятельности, правила
поведения в экстремальных ситуациях, получат знания и навыки оказания
первой помощи пострадавшим.
6. Формированию здорового образа жизни: курс будет способствовать
пониманию обучающимися значимости здоровья для успешной
самореализации и активной гражданской позиции.
77. Развитию критического мышления и умения противостоять
манипуляциям: обучающиеся научатся анализировать информацию,
выделять в ней главное, отделять факты от домыслов, противостоять
пропаганде и манипулированию сознанием.
8. Развитию коммуникативной компетентности и навыков социального
взаимодействия: работа в группах, участие в дискуссиях, проектная
деятельность будут способствовать развитию у обучающихся навыков
эффективного общения, умения работать в команде, аргументировать свою
точку зрения.
4. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ"
Содержание Программы «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
МОЛОДЕЖИ" предполагает изучение двух модулей: «Российская
государственность и ценности" (16 часов) и «Патриотическое воспитание
молодого поколения" (20 часов).
Общая продолжительность курса 36 часов.
МОДУЛЬ 1
Российская государственность и ценности
Раздел № 1 «Что такое Россия»
Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои.
Многообразие российских регионов. Испытания и победы России. Герои
страны, герои народа.
Раздел № 2 «Российское мировоззрение и ценности российской
цивилизации"
Мировоззрение и идентичность. Мировоззренческие принципы
(константы) российской цивилизации. Ценностные вызовы современной
политики. Ценности российской цивилизации. Мировоззрение и государство.
Раздел № 3 «Политическое устройство России»
Конституционные принципы и разделение властей. Стратегическое
планирование: национальные проекты и государственные программы.
Власть и легитимность в конституционном преломлении. Уровни и ветви
власти. Планирование будущего: государственные стратегии и гражданское
участие.
Раздел № 4 «Вызовы будущего и развитие страны»
Актуальные вызовы и проблемы развития России. Сценарии развития
российской цивилизации. Россия и глобальные вызовы. Внутренние вызовы
8общественного развития. Образы будущего России. Ориентиры
стратегического развития. Сценарии развития российской цивилизации.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ 1
«РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ЦЕННОСТИ»
№ п/п Наименование
разделов и тем Содержание обучения 1 2 3 4
1. Что такое Россия
Количество
часов
Современная Россия: цифры и факты, достижения
и герои. Территория и административно-
территориальное деление. Многообразие
российских регионов. Языковое и культурное
разнообразие народов России. Испытания и
победы России. Герои страны, герои народа.
4
2.
Российское
мировоззрение и
ценности
российской
цивилизации
Мировоззрение и идентичность.
Мировоззренческие принципы (константы)
российской цивилизации. Естественные ценности:
жизнь, достоинство, права и свободы человека,
гуманизм, патриотизм, справедливость,
гражданственность. Ценности цивилизационные:
коллективизм (общинность), служение Отечеству,
приоритет духовного, крепкая семья,
созидательный труд, милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и
преемственность, единство народов России.
4
3.
Политическое
устройство
России
Конституционные принципы и разделение
властей. Стратегическое планирование:
национальные проекты и государственные
программы. Власть и легитимность в
конституционном преломлении. Уровни и ветви
власти. Планирование будущего: государственные
стратегии и гражданское участие.
4
4. Вызовы будущего
и развитие страны
Актуальные вызовы и проблемы развития России.
Сценарии развития российской цивилизации.
Россия и глобальные вызовы. Внутренние вызовы
общественного развития. Образы будущего
России. Ориентиры стратегического развития.
Сценарии развития российской цивилизации.
4
Промежуточная аттестация: зачет / незачет
ИТОГО: 16 часов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ 2
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДОГО
ПОКОЛЕНИЯ"
Раздел № 1. «Предмет и содержание патриотического воспитания
молодежи".
Сущность и специфика патриотического воспитания в современных
условиях. Раскрытие понятия «патриотизм» как сложного социально-
психологического феномена. Анализ специфики патриотического
9воспитания молодежи в контексте глобализации, информатизации
общества, трансформации ценностных ориентаций.
Факторы, влияющие на формирование патриотизма. Исследование
роли религиозных ценностей и традиций в становлении патриотических
идеалов российского народа. Анализ влияния менталитета, национального
характера, культурно-исторических особенностей развития страны на
формирование патриотических чувств. Рассмотрение роли
географического положения, природно-климатических условий,
геополитических факторов в развитии патриотизма.
Патриотическое воспитание как неотъемлемая часть системы
воспитания гражданина. Определение места и роли патриотического
воспитания в общей системе воспитания молодежи. Взаимосвязь
патриотического воспитания с нравственным, духовным, эстетическим,
физическим воспитанием.
Государственная политика в сфере патриотического воспитания.
Анализ законодательных основ, приоритетных направлений и механизмов
реализации государственной политики в сфере патриотического
воспитания граждан. Рассмотрение роли органов государственной власти
и местного самоуправления, образовательных учреждений, общественных
организаций, семьи в организации патриотического воспитания.
Раздел № 2. «Стратегия, направления и перспективы молодежного
патриотического воспитания"
Субъекты и объекты патриотического воспитания. Определение
роли государства, общества, семьи, образовательных учреждений,
общественных организаций, средств массовой информации как субъектов
патриотического воспитания. Выявление особенностей молодежи как
объекта патриотического воспитания.
Стратегия и основные направления патриотического воспитания
молодежи. Определение основных целей, задач, принципов и направлений
патриотического воспитания молодежи. Анализ эффективных форм,
методов и средств патриотического воспитания.
Проблемы и перспективы развития патриотического воспитания в
современной России. Выявление проблем и трудностей, возникающих в
процессе патриотического воспитания молодежи. Определение путей
совершенствования системы патриотического воспитания в современных
условиях.
Раздел № 3 «Гибридные войны в современном мире,
противодействие информационному воздействию"
Обострение международно-политических противоречий на
современном этапе. Гибридные войны как новая форма международно-
политической конкуренции.
10Комплексный характер гибридных угроз: борьба в экономической,
политической, социокультурной, информационной сферах. Основные
методы ведения современных гибридных войн.
Роль и место России во внешнеполитических концепциях западных
стран. Формы и методы информационного воздействия на российское
общество и государство. Экономические, социально-политические,
духовно-нравственные аспекты информационного воздействия.
Раздел № 4. «Ратные страницы истории Отечества. Подвиг народа
в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов"
События, ставшие основой государственных праздников и памятных
дат России.
Причины начала Великой Отечественной войны и усилия СССР по ее
предотвращению.
Основные битвы и операции Великой Отечественной войны (Битва за
Москву, Сталинградская битва, Курская дуга, битва за Кавказ,
освобождение Украины, операция «Багратион», освобождение Европы,
Берлинская операция).
Вклад народа в победу на трудовом фронте. Герои Великой
Отечественной войны. Значение Великой Отечественной войны в жизни
каждой семьи участников сборов.
Раздел № 5 «Первая помощь (Тактическая медицина)»
Состав и назначение штатных и подручных средств первой помощи.
Основные типы ранений. Приемы первой помощи. Остановка кровотечения.
Наложение повязок. Иммобилизация конечностей. Реанимационные
мероприятия.
№ п/п Наименование
разделов и тем Содержание обучения 1 2 3 4
1.
Предмет и
содержание
патриотического
воспитания
молодежи
Количество
часов
Сущность и специфика патриотического
воспитания в современных условиях. Раскрытие
понятия «патриотизм» как сложного социально-
психологического феномена. Анализ специфики
патриотического воспитания молодежи в
контексте глобализации, информатизации
общества, трансформации ценностных
ориентаций.
Факторы, влияющие на формирование
патриотизма. Исследование роли религиозных
ценностей и традиций в становлении
патриотических идеалов российского народа.
Анализ влияния менталитета, национального
характера, культурно-исторических особенностей
развития страны на формирование
патриотических чувств. Рассмотрение роли
географического положения, природно-
4
112.
3.
4.
Стратегия,
направления и
перспективы
молодежного
патриотического
воспитания
Гибридные войны
в современном
мире,
противодействие
информационному
воздействию
Ратные страницы
истории
Отечества. Подвиг
климатических условий, геополитических
факторов в развитии патриотизма.
Патриотическое воспитание как неотъемлемая
часть системы воспитания гражданина.
Определение места и роли патриотического
воспитания в общей системе воспитания
молодежи. Взаимосвязь патриотического
воспитания с нравственным, духовным,
эстетическим, физическим воспитанием.
Государственная политика в сфере
патриотического воспитания. Анализ
законодательных основ, приоритетных
направлений и механизмов реализации
государственной политики в сфере
патриотического воспитания граждан.
Рассмотрение роли органов государственной
власти и местного самоуправления,
образовательных учреждений, общественных
организаций, семьи в организации
патриотического воспитания.
Субъекты и объекты патриотического воспитания.
Определение роли государства, общества, семьи,
образовательных учреждений, общественных
организаций, средств массовой информации как
субъектов патриотического воспитания.
Выявление особенностей молодежи как объекта
патриотического воспитания.
Стратегия и основные направления
патриотического воспитания молодежи.
Определение основных целей, задач, принципов и
направлений патриотического воспитания
молодежи. Анализ эффективных форм, методов и
средств патриотического воспитания.
Проблемы и перспективы развития
патриотического воспитания в современной
России. Выявление проблем и трудностей,
возникающих в процессе патриотического
воспитания молодежи. Определение путей
совершенствования системы патриотического
воспитания в современных условиях.
4
Обострение международно-политических
противоречий на современном этапе. Гибридные
войны как новая форма международно-
политической конкуренции.
Комплексный характер гибридных угроз: борьба в
экономической, политической, социокультурной,
информационной сферах. Основные методы
ведения современных гибридных войн.
Роль и место России во внешнеполитических
концепциях западных стран. Формы и методы
информационного воздействия на российское
общество и государство. Экономические,
социально-политические, духовно-нравственные
аспекты информационного воздействия.
4
События, ставшие основой государственных
праздников и памятных дат России. 4
12народа в Великой
Отечественной
войне 1941—1945
годов
Причины начала Великой Отечественной войны и
усилия СССР по ее предотвращению.
Основные битвы и операции Великой
Отечественной войны (Битва за Москву,
Сталинградская битва, Курская дуга, битва за
Кавказ, освобождение Украины, операция
«Багратион», освобождение Европы, Берлинская
операция).
Вклад народа в победу на трудовом фронте. Герои
Великой Отечественной войны. Значение Великой
Отечественной войны в жизни каждой семьи
участников сборов.
5.
Первая помощь
(Тактическая
медицина)
Состав и назначение штатных и подручных
средств первой помощи. Основные типы ранений.
Приемы первой помощи. Остановка кровотечения.
Наложение повязок. Иммобилизация конечностей.
Реанимационные мероприятия.
Промежуточная аттестация: зачет / незачет
Итоговая аттестация: зачет / незачет
ИТОГО: 5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
МОДУЛЬ 1
Наименование раздела Трудоемкость в часах График
1 2 3
Что такое Россия 4 1−2-й день
Российское мировоззрение и ценности
российской цивилизации
4 2−3-й день
Политическое устройство России 4 3-й день
Вызовы будущего и развитие страны 4 4-й день
МОДУЛЬ 2
Наименование раздела Трудоемкость в часах Предмет и содержание патриотического
воспитания молодежи
График
1 2 3
4 1−2-й день
Стратегия, направления и перспективы
молодежного патриотического
воспитания
4
3-й день
Гибридные войны в современном мире,
противодействие информационному
воздействию
4
4-й день
Ратные страницы истории Отечества.
Подвиг народа в Великой Отечественной
войне 1941—1945 годов
4
5-й день
Первая помощь (Тактическая медицина) 4 5-й день
4
20 часов
136. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ
Освоение каждого модуля сопровождается проведением
промежуточной аттестации в форме тестирования (на бумажном носителе в
виде тестовых заданий из 10 вопросов с закрытым перечнем ответов).
Система оценки: зачет/незачет. Критерии оценки: на зачет необходимо
выполнить 6 заданий из 10.
По завершении освоении программы проводится итоговая аттестация в
форме устного зачета. Критерии, система оценки: зачет/незачет.
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программу реализуют педагогические работники, привлекаемые на
договорной основе, имеющие высшее образование по направлениям
«История», «Политология», «Социология», «Организация работы с
молодежью", «Юриспруденция», «Военное дело».
Программа предусматривает также самостоятельную работу, которая
определяется и доводится до сведения слушателей преподавателем после
каждого занятия.
Средства обучения: презентации, учебно-методические материалы.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Материально-техническая база для реализации Программы: столы,
стулья, мультимедийный проектор, ноутбуки, флипчарт, телевизионная
панель, плакаты, информационный стенд, наглядные пособия.
10. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Современная начальная военная подготовка: Учебно-методические
материалы. Даурцев К. В., Дружинин М. И., Коринный Д. В., Кузнецов Г. А.,
Лукьянов И.В., Немушков В. И., Чистяков С. А., М.: Издательство Учебный
центр «Вымпел-каскад» Гурьянов С. Н. — 2016.
2. Основы подготовки к военной службе: методич. материалы и
документы: кн. для учителя / сост.: В. А. Васнев, С. А. Чиненный. — Москва :
Просвещение, 2003 — 190 с.
3. Смирнов А. Т. Основы военной службы: учеб. пособие / А. Т. Смирнов,
В. А. Васнев. — Москва: Дрофа, 2004 — 240 с.
4. Современная начальная военная подготовка: учебно-методич.
материалы / К. В. Даурцев, М. И. Дружинин, Д. В. Коринный [и др.]. — Москва:
Вымпел-Каскад, 2018 — 551 с.
5. Основы безопасности жизнедеятельности. 8−9-е классы: учеб. в 2-х ч. /
Т. В. Куличенко, Г. П. Костюк, Л. И. Дежурный [и др.]; под науч. ред. Ю. С.
Шойгу. — Москва: Просвещение, 2022.
146. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С.
Буторина, Н. П. Овчинникова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2004 -224 с.
7. Волков, Б. С. Психология подросткового возраста: учебник / Б. С.
Волков. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: КноРус, 2020 — 266 с.
8. Клюев А. В. Основы военной службы. Тесты, практические задания. 10-
11-е классы: учеб. пособие / А. В. Клюев. — Ростов-на-Дону: Легион, 2011 —
144 с.
9. Патриотическое воспитание детей: (игры и программы) / авт.-сост.: Н.
В. Мазыкина, А. Л. Монахов. — Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2003 — 64 с. — (Серия
«Б-чка для педагогов, родителей и детей»: прил. к журн. «Внешкольник»; вып.
11).
10. Равнение на победу: методич. рекомендации организаторам работы по
патриотическому воспитанию детей и подростков / авт.-сост.: Н. В. Мазыкина,
А. Л. Монахов. — Москва: ГОУ ЦРСДОД, 2003 — 64 с. — (Серия «Б-чка для
педагогов, родителей и детей": прил. к журн. «Внешкольник»; вып. 7).
11. Чтобы памяти нить не прервать: пособие по проведению комплекса
патриотических мероприятий / сост.: Н. В. Мазыкина, Г. Г. Журавлева. -
Москва: Витязь-М, 2016 — 71 с. — (Методическое пособие для образовательных
организаций: прил. к журн. «Дополнительное образование и воспитание»; №
3 (29) 2016).
12. Шапкин П. С. Методические рекомендации по патриотическому
воспитанию в военных и спортивных клубах / П. С. Шапкин. — Москва:
Правовая Россия, 2015 — 48 с.
15

Html code will be here

zveno52@yandex.ru


КОнтакты
Вы можете заполнить форму обратной связи, или связаться с нами по электронной почте
© 2025 Центр военно-патриотического воспитания "Звено"
О НАС
  • Миссия
  • Направления
  • Аудитория
О НАС
  • О центре
  • Мероприяти
  • Политика конфиденциальности